EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В начале конкурса не могла себе представить тех масштабов знаний, которые получу в течение этих полутора месяцев!»
Никуличева Наталия Викторовна, учитель рус. языка, г. Москва
Дистанционный учитель года Работы участников Скрипкина Ю.В.
 
*

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


"Пересекаешь финиш с максимальной скоростью и еще продолжаешь движение..."

Скрипкина Юлия Владимировна, учитель информатики, МОУ гимназия № 19, г. Королев Московской области, победитель конкурса"Дистанционный учитель года" 2005 года

Некий природный авантюризм является частью моей сущности. Мне не нравится, когда жизнь изо дня в день идет по одному сценарию. Поэтому участие в конкурсе для меня, прежде всего – возможность получить удовольствие от общения с коллегами, выделить время на то, что среди ежедневной рутины теряется, доказать себе, что я еще не достигла потолка своего развития, получить толчок для возникновения новых идей. Обо всем этом я и писала в визитке, формулируя свои интересы и цели участия в конкурсе. На сегодняшний день я могу с уверенностью сказать, что результат превзошел мои ожидания.

Жизнь моя на этот месяц стала совершенно другой, изменился ритм жизни, появились новые идеи, завязались, как мне кажется, интересные отношения, я смогла по-другому взглянуть как на своих очных учеников и коллег, так и на членов своей семьи. Таким образом, в результате участия в данном конкурсе я:

1) пересмотрела некоторые свои взгляды в профессиональной сфере;
2) получила конкретные практические навыки создания дистанционного курса и его проведения;
3) переосмыслила некоторые методы своей работы и увидела пути для их более эффективного применения;
4) имела бесценную возможность общаться с коллегами из других городов, смогла по-новому посмотреть на то, что раньше казалось мне неразрешимой проблемой;
5) получила помощь и поддержку коллег, учеников и, главное, семьи в таком объеме, на который изначально даже и не рассчитывала;
6) получила новые впечатления и заряд бодрости на значительный срок;
7) увидела новое направление своей в деятельности, в котором я могла бы быть полезной и оказать реальную помощь.

Конечно, когда я во все это ввязывалась, я не предполагала, что процесс так затягивает. Я без лишнего пафоса могу сказать, что произошло настоящее «погружение» в виртуальную среду. Особое впечатление, конечно, от непосредственного проведения профиль-класса. Осознание того, что к тебе за помощью или консультацией могут обратиться люди из разных концов страны, что твоего ответа ждут, и он действительно может помочь – дорогого стоит. И я даже представить не могу, что буду так откровенно радоваться большим и маленьким успехам в программировании как своих учеников, так и совершенно незнакомых мне ребят.

Динамика ощущений сходна с чувствами, возникающими при езде на велосипеде с горы. Сначала решаешься сделать это, слушаешь пожелания родных и близких, напутственные хлопки по плечу, пожелания совершенно незнакомых людей (первая часть конкурса – общение с коллегами, выбор темы курса); потом начинаешь путь наверх – сначала бодренько, потом, в середине горы, начинаешь задумываться, а туда ли ты ввязался и не свернешь ли себе шею; возникает легкая паника – до вершины еще далеко, подножие тоже не близко (это процесс планирования и создания курса и учебного сайта – кажется, что выбрана неподъемная тема, нет полной ясности в том, как структурировать материал и как должен выглядеть сайт, время поджимает и т. д. – в это время муж скупает по Москве книги по Delphi, ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности); благодаря собственным усилиям и поддержке открывается второе дыхание – и вот я уже на вершине! Но ведь это только старт! А вот теперь начинается самое интересное – длинный спуск к финишу, от которого захватывает дух – собственно проведение профиль-класса.

Сначала вцепляешься в руль и кажется, что любая кочка будет последней (понедельник, вторник – ожидание визиток участников, боязнь что-то забыть, что-то не так сделать или не так оформить), а потом возникает такое чувство легкости и свободы (курс идет, дети выполняют задания, задают вопросы, общаются, спорят, не спят по ночам – жизнь бурлит!).

Пересекаешь финиш с максимальной скоростью и еще продолжаешь движение, с огромным чувством радости, оттого, что не сломал себе шею, не покалечил зрителей, по пути эффектно объехал пару ямок, и с надеждой на то, что то ма-аленькое падение на повороте никто не заметил. Впечатлений масса, раз за разом переживаешь это спуск (первые мысли после окончания профиль-класса – здесь надо было по-другому сформулировать, а этот раздел на сайте надо было дополнить и т. д.). И вот сейчас я стою поодаль от горы, прокручиваю видеозаписи, и примериваюсь – какую бы следующую высоту я могла взять.

Я считаю, что мне действительно удалась поурочная разработка моего курса. Раньше так детально мне не приходилось, пожалуй, этого делать в таком объеме. Честно признаюсь, работа была проделана большая по причине, которую я уже называла – по среде Delphi мало литературы и ресурсов, ориентированных на школьников. В связи со спецификой ДО, мне пришлось более тщательно оттачивать формулировки заданий, контролировать тексты учебных модулей. Безусловно, любой педагог должен уметь четко формулировать свою мысль, но в реале мы этим иногда пренебрегаем, так как ученик может задать уточняющий вопрос, а в ДО это затруднительно. В принципе, я активно общаюсь с детьми на форуме, но вот в качестве именно консультанта мне это приходилось делать редко.

Мне кажется, что это у меня получилось, и это направление своей деятельности, которое я планирую развивать дальше. Ну и, благодаря проведению этого профиль-класса, как я уже писала ранее, я планирую в корне пересмотреть методы преподавания программирования в школьном курсе. Я сожалею, что не удалось провести полноценное чат-занятие, но форум в реальном времени показал, что обсуждение поставленной задачи может быть эффективным – в ходе обязательного форума по заданию 2 было сформулировано множество интересных идей, эту часть дистанционного профиль-класса я также считаю удачной.

Основной проблемой я бы назвала нехватку времени - никто не отменял мои уроки в школе, не снимал обязанностей классного руководителя, жены и мамы. Здесь, конечно, очень большую помощь оказала мне моя семья, а самой мне пришлось пересмотреть свой режим дня.

Вторая трудность – невозможность влиять на решение некоторых оргвопросов. Это смущало меня во время проведения профиль-класса – по сути, мне пришлось отказаться от намеченного графика – многие участники начали работу существенным опозданием. Я пыталась связываться с локальными координаторами для решения этой проблемы. Но так как каждый из них совмещал эту роль с ролью ведущего, все проблемы по объективным причинам решить не удалось. Отсюда, собственно, трудность номер 3 – необходимость совмещать роли ведущего курса и локального координатора, с которой столкнулась и я.

Как я уже писала, возможность общаться с коллегами в рамках этого конкурса была для меня одной из главной причин участия. Поэтому я старалась максимально активно участвовать во всех видах обсуждений. Мне кажется, у нас сложились довольно тесные отношения с Ларисой Зуевой – наше общение складывалось и складывается сейчас не только из сообщений в рамках официальных тем и общей телеконференции. В последнее время мы также тесно общаемся и с Анной Даниловой – думаю, если бы не технические проблемы, наше общение могло быть еще более тесным. Я думаю, мы близки по духу, у нас похожее видение некоторых проблем. Как я уже писала ранее, суждения Вероники Вадимовны Ворониной вызывают уважение своей взвешенностью и научным подходом, хотя не со всеми из них я согласна. Если говорить о дистанционных занятиях, я уже отмечала структурированность учебных модулей Анны Петровны и, понравившейся мне, прием с взаимооценкой работ Ларисы Николаевны. Так же я отмечала, что Лариса Николаевна всегда была готова оказать помощь, проконсультировать участников профиль-класса на форуме, что очень ценно в рамках ДО.

На мой взгляд, я повторяюсь, одна из важных особенностей дистанционного образования – возможность работать каждого участника процесса в индивидуальном темпе. Это позволяет способствовать не только получению новых знаний и развитию навыков, но и более эффективно развивать творческий подход. К тому же, так как в основном при дистанционном обучении превалирует безоценочная система, снимается психологический страх перед неудачей. В процессе ДО ученикам приходится обращаться с вопросами к коллегам или преподавателю – соответственно требуется умение кратко и по сути сформулировать вопрос, развиваются навыки делового и научного письма, осваиваются новые формы коммуникаций.

Конечно, определенной проблемой на пути развития ДО до сих пор остаются проблемы материально-технические. По мере того, как эта проблема будет решаться, популярность ДО будет расти. Еще одна задача, решение которой будет способствовать повышению эффективности ДО, – привлечение в эту сферу большего числа педагогов (как в роли учеников, так и в роли дистанционных учителей). Это будет способствовать как популяризации ДО, так и возникновению новых идей, «обкатке» их на большем числе участников с разными техническими возможностями, с разным начальным уровнем. (Вот я, например, не учла, что в г. Павлово Интернета нет, а участники из Иркутска опыта программирования практически не имеют – это создало серьезные трудности как мне, так и участникам).

Итак, чтобы провести качественный дистанционный урок, надо:

1) пересмотреть урок традиционный полностью, то есть создать абсолютно новый план урока, подобрать совершенно другие задания, учитывающие специфику ДО;

2) предоставить максимальные возможности для постоянного контакта участников друг с другом и с дистанционным учителем, то есть я, как учитель, должна быть все время на связи и мой дистанционный ученик должен иметь уверенность в том, что получит оперативный ответ на свой вопрос;

3) дистанционные задания должны быть направлены не столько на отработку навыков, сколь должны формировать вокруг участника особую среду, провоцирую его на поиск и творчество;

4) не смотря на индивидуальные темп участника, для эффективного обучения необходимо, все-таки, соблюдение неких временных рамок для выполнения заданий;

5) как ни печально, приходится говорить о качестве связи и хорошем техническом оснащении – надеюсь, в скором времени этот пункт можно будет не формулировать.

Я очень рада тому, что оказалась среди участников данного конкурса и прожила этот месяц таким образом. Совершенно согласна с тем, что вы называете его «школа-конкурс» - каждый участник не столько демонстрирует свое мастерство, сколько приобретает новое для себя – и в личном плане, и в профессиональном. А предоставленная каждому возможность почувствовать себя в качестве ведущего профиль-класса – совершенно уникальная, за это можно только благодарить. Думаю, на следующий год, мои школьные коллеги последуют моему примеру – по крайней мере, я вижу у некоторых из них заинтересованность.

Надеюсь, мое участие в конкурсе и приобщение к этому процессу моих очных учеников и коллег не пройдет бесследно. Полагаю, что участие в ДО для многих из них продолжится. По крайней мере, я буду этому способствовать. Что касается лично меня, мне кажется, что я могла бы стать неплохим дистанционным педагогом, приобретя соответствующий опыт.

Своим коллегам и себе я желаю, чтобы тот опыт и идеи, и те впечатления, которые они приобрели за время участия в конкурсе, в дальнейшем были ими активно использованы и послужили основой для всяческих позитивных изменений как в профессиональной, так и в личной жизни. Хотелось бы продолжать общение и после окончания конкурса.

Оргкомитету конкурса я желаю достойных конкурсантов, возможно, пишущих более кратко :-) (Я как подумаю, что вам приходится читать все наши рефлексии!)

И говорю им совершенно искреннее «спасибо» за предоставленную возможность полученное удовольствие!


<< Предыдущая работа - Следующая работа >>

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта